Крым 2017

В сентябре, когда сезон парящих полетов на параплане в средней полосе уже заканчивается, наша стая берет курс на юг с надеждой догнать уходящее летное лето. Традиция у нас такая. Все начинается с автопробега. Незабвенное «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!» зовет навстречу новым приключениям. Стартуем вместе или порознь. Когда как. Надо отметить, что дороги за последние годы во многих направлениях уже не производят впечатление одной из традиционных бед России. Бездорожьем это уже не назовешь. Большая часть пути проходит по современным скоростным трассам. Есть платные участки, которые при желании можно без труда объехать. Но в этом году мы даже не думали на этом экономить, желая быстрее достичь цели – горы Клементьева. Керченский пролив проскочили на пароме без задержки. Тут все организовано четко, без задержек и промедления. Без разгильдяйства.)) Видимо, и его добили участники многочисленных автопробегов в Крым.)))
В итоге — через 24 часа мы на месте.
Гора Клементьева. Она же Узун-Сырт.


Здесь сбываются мечты, встречаются друзья, рождаются легенды. Здесь все пропитано духом воздухоплавания: история и современность, люди и даже природа. Узун-Сырт переводится как плоский хребет или плоская спина. Хребет, протянувшийся на семь с лишним километров с запада на восток, как будто специально расположили с учетом местной розы ветров. Редкий день, когда здесь не дуют северные или южные ветра. Редкий день тут обходится без парящих полетов парапланов и дельтапланов. Плато по всей протяженности горы является одновременно удобным стартом и идеальным местом для посадки. Именно поэтому каждый год сюда приезжает множество начинающих пилотов, чтобы получить базовые навыки полетов в горах.
Трудно найти лучшее место для этого и к тому же «раздвинуть» сезон пилотам центральной части страны. Крым в сентябре – зона высокого давления.Дожди случаются крайне редко. В этом году нам необыкновенно повезло. Дождливым оказался всего один день, и тот после окончания официальных сроков сборов за день до отъезда. В остальное время – солнечная погода с температурой 30 градусов или около того. Летали практически каждый день. Даже в дни, когда мы устраивали выходной, глядя на сомнительный прогноз, можно было урвать несколько часов летной погоды. А в выходные от полетов дни мы отправлялись посмотреть на красоты полуострова, посещали различные достопримечательности, коих здесь на счесть.
Новый Свет, Карадаг, Генуэзская крепость – малая часть списка тех мест, находящихся в непосредственной близости от Коктебеля, которые мы обычно посещаем во время визита в Крым.
«Кубок Коктебеля» — соревнования, проводимые каждый сентябрь силами местного парапланерного клуба «Бриз» (руководитель Сергей Жукарин). В этом году неожиданно для всех второе место в них занял наш земляк Михаил Разумов. Неожиданно, потому что оно выступал на послешкольном медленном крыле, тогда как большая часть спортсменов гонялась на скоростных компетишенах. В какой-то момент в итоговой табличке он был на первом месте, но после более тщательного пересчета очков переместился на второе, уступив победителю самую малость.
Надо отметить, что этот заезд стал рекордным по количеству пилотов, их друзей и родственников, так или иначе связанных с «Калужским Парапланерным Клубом», посетивших гору Клементьева в сентябре. Всего за время нашего пребывания около 40 человек!
Понятно, что самую большую часть составляли участники тренировочной программы, курсанты и инструкторы. У них режим был спортивный и достаточно плотный. В 6 утра сбор на базе или уже прямо на старте. Тут же начиналась наземная подготовка и (или) полеты. Все зависело от силы ветра и степени подготовки каждого курсанта. Так продолжалось до начала активной южной термички.
После этого в воздухе оставались лишь готовые к таким полетам пилоты. В нашей группе таких было немного. Остальные мчались по своим делам: на море, в кафе, к семьям. Излюбленным местом купания была Тихая бухта. Это место имеет статус заповедника или заказника, поэтому тут запрещено всякое строительство. Проезд на автотранспорте тоже очень ограничили. В прежние года за небольшую плату можно было ездить по территории в любом направлении. Теперь же можно проехать совершенно бесплатно, но только одной кратчайшей дорогой до побережья, там оставить машину и дальше передвигаться пешком. Нарушителей никто не ругает, не устраивает никаких погонь. Инспекторы просто фотографируют номера автомобилей. Ждите писем «счастья», друзья! Технология отработана. Благодарим за пополнение бюджета!
Вода в Тихой чистая, не испорченная канализационными стоками прибрежных населенных пунктов, потому как нет их в бухте. Палатки не в счет. Не удалось в этом году полетать тут. Нужен был чистый юг или юго-запад, а дул восток и юго-восток. Поэтому бриз мы ловили на клифе около пограничной заставы, на так называемых «Погранцах». Сюда мы приезжали, когда на Клементьева ветер становился чересчур сильным. Тут нас ждал идеально ровный динамик, полеты над лазурным морем и нудистским пляжем. Как утверждает супруга одного из пилотов, именно созерцание обнаженной женской натуры и желание быть к ней как можно ближе заставило ее мужа плюхнуться прямо на линию прибоя в непосредственной близости от загорающей нимфы. В итоге — минус рация и варик, в плюсе — неслабый джип-сафари в поисках пресного озера для выполаскивания соли из крыла и, конечно же, опыт.
После бриза – опять на гору, дожидаться «вечернего молока», когда остатки поднимающегося теплого воздуха, объединившись с динамиком, не дергают крыло, а мягко и вальяжно поднимают высоко над вечерней долиной и высохшим Бараколем. Десятки пилотов самого различного уровня подготовки наслаждаются полетом. Всем хватает места. Узун-Сырт щедро одаривает восходящими потоками романтиков неба. Приземлялись уже в сумерках.
На этом летная программа дня заканчивалась. Начиналась развлекательная. Как правило, она была индивидуальная, но случались события, объединявшие нашу разношерстную команду по вечерам. Одним из них стал фестиваль джазовой музыки, который проводится здесь в начале каждого сентября. Множество высокопрофессиональных артистов приезжает сюда поделиться своим виденьем такой разнообразной музыки под названием джаз. Концерты проходят с утра до вечера. Посетить их может каждый желающий совершенно бесплатно. Воистину – искусство в массы!
Другая значительная часть нашей тусовки – самоотверженные люди, сопровождающие пилотов или желающих ими стать. Это любящие супруги, дети, друзья и даже тети. Многие из них безропотно часами наблюдали за полетами и тренировками их близких. Именно они всячески поддерживали и окружали заботой не только своих родных, но и всю нашу команду.
Периодически к нам присоединялись и другие калужские пилоты, оказавшиеся тут в сентябре. Почему нет? Вместе веселее!
Так и прошли три недели в постоянных полетах, тренировках, встречах, о которых вспоминаешь с теплотой, поездках и экскурсиях.
Очень не хотелось уезжать обратно из лета в осень. Дома похолодало. Сводки погоды удручали. Постоянно откладывали день отъезда. Но сама природа положила конец нашим сомнениям и помогла принять решение об отъезде. Надвигался шторм с порывами ветра за 30 метров в секунду. Прогнозы обещали целую неделю такого «веселья». Керченская паромная переправа в такую погоду не работает.
Все учебные программы выполнены и перевыполнены. Многие из обучающихся удивляются своим успехам. Говорят, что не ожидали такого результата от себя. Благодарят за курс. Хотят вернуться еще в эти гостеприимные места. Почему бы и нет? Тем более, что в следующем году обещают ввести в эксплуатацию мост через Керченский пролив. Значит, добраться сюда можно будет еще быстрее вне зависимости от погоды.
А мы пакуем оборудование в машины, прощаемся с друзьями и пускаемся в обратный путь, чтобы в следующем сентябре опять вернуться сюда. Вернуться за новыми полетами, приключениями и друзьями…