Гоа — 2018. Впечатления и мнения.

  Вот и закончился очередной учебный сезон в Гоа. В этот раз он длился чуть более 3-х месяцев, стартовав 9 декабря и финишировав 12 марта. Мы успели встретить Новый год, 23 февраля и 8 марта, а также отметить местные праздники, самым ярким во всех отношениях из которых был индуистский праздник весны Holi, известный ещё и под названием Фестиваль красок.

За это время обучение прошло 12 курсантов, к сожалению, двое не прибыло, так как одного из них не выпустили при прохождение паспортного контроля на выходе из России. И как приятное дополнение, в Гоа во второй раз приехало полетать трое из пяти прошлогодних студентов. Уровень подготовки учлетов был различен, но цели и задачи, которые каждый  себе ставил, всеми достигнуты, а отличным бонусом стало купание в океане и объедание фруктами)))

Максимальный прогресс был достигнут Олегом Карамзиным, до этого даже не державшим клеванты. Он прилетел из холодного Якутска с твердым намерением научиться летать на параплане. Впрочем, об этом лучше он расскажет сам.

Научиться летать на параплане я хотел давно. Сейчас уже и не вспомню, когда появилась эта мечта. Пару лет назад даже стал посещать теоретические занятия в нашем местном клубе «Стерх». Но не суждено мне было тогда довести дело до практических полетов — повредил колено в ходе спора на высокоинтеллектуальную тему двух групп местных джентльменов. Восстановление заняло почти два года.

  И вот Его Величество Случай!

Как-то у нас на фирме появилась веселая группа ребят. Они снимали ролик о нашей компании. Как-то само-собой выяснилось, что один из них уже несколько лет летает на дельтаплане и теперь решил еще освоить параплан. Стас, так звали моего нового знакомого, для этого решил поехать в Гоа. По его информации там должны проводить очередной выездной сезон инструкторы калужского отделения парапланерной школы «Вектор». Зашел на сайт организаторов поездки, прочитал там статью пилотеcы, прошедшей в Гоа курс «повышения квалификации», и после этого уже не раздумывал. Решил ехать. Но где взять необходимое оборудование? Знакомыми, которые могли бы мне одолжить все необходимое для полетов, я еще не обзавелся, приобрести не успевал, да и не знал, какое именно снаряжение мне нужно. Выход оказался неожиданно простым: все предоставляют инструкторы. Надо только подцепить рюкзак с оборудованием в Москве перед вылетом в Гоа. Был приятно удивлен возможностью сделать визу по интернету, не выходя из дома.

Перелет Москва-Шарджа-Гоа. Все как обычно, только в самолете кормят и поят за деньги. Не видать моих кровных этим барыгам! «Дозаправляюсь» во время пересадки в аэропорту. В общей сложности 12 часов, и я в Даболиме, аэропорту Гоа. На выходе уже ждет таксист с табличкой в руках. Полтора часа по ночным дорогам, и мы на месте. Рассвет. Шум моря. А в Якутске было -55°С на день выезда. А тут тепло. Сказка! Заселяюсь в комнату в 50 метрах от моря, прямо под горкой.

День набирает силу, и утренняя сказка превращается в какую-то ненаучную фантастику. +36°С. Разница с домом 91 градус! В первый день мне дают отоспаться и решить свои бытовые дела. На следующее утро, в 7 часов надо быть на горе. Начинаем с наземной подготовки. После обеда летаем в тандеме. Эти отважные люди даже дают мне «порулить». Следующий день опять начинается с наземки. Получается не очень. Закрадывается мысль, что с таким прогрессом меня никогда не выпустят в самостоятельный полет, и я буду вечным пассажиром тандема. Делюсь своими опасениями с инструкторами. В ответ: «Если хочешь – сделаем из тебя крутого профессионального пассажира и удостоверение выдадим.))»   Через пару дней приезжает Стас. Его тоже в первую очередь загоняют на наземку. Видимо, Михаил – главный инструктор, остался доволен увиденным и решил в этот же день выпустить Стаса в самостоятельный полет. И он полетел, а я продолжал летать в тандеме. Правда, теперь рулил в основном я, а Михаил, сидевший сзади, руководил  остальными курсантами по рации. И вот мне сказали, что как пассажира учить меня больше нечему, мол, достиг вершин мастерства, и пора переходить к самостоятельным полетам.

  На боевом старте поднять крыло оказалось сложнее, чем на утренней тренировке. Но Михаил успокаивал: «Здесь обтекание неровное. Соберись и все получится.» И к моему удивлению, действительно получилось! Полетел! Даже не верится! Полетал немного вдоль склона в режиме радиоуправляемой модели, и потом меня завели на посадку на пляж. Даже похвалили за безошибочное приземление. А дальше – пошло, поехало, точнее полетело!Ежедневные полеты по несколько часов. Очень скоро я перестал быть радиоуправляемой игрушкой. Перед полетом   мне ставили задачи, объясняли упражнения, а после полетов – разбор.

 Круто! Раз в 5-6 дней обязательны выходной от полетов. В эти дни мы ездили по разным живописным местам: Рэди форт, Парадйс Бич и т.д. Вечерами ходили в соседний Арамболь на концерты. Чаще всего они проходили в кафешках, где собирались музыканты самого различного, порой очень высокого уровня. Потом мы взяли в аренду скутера, и Арамболь стал еще доступнее.

 Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончилась и моя индийская сказка. К тому же из дома уже приходят намеки: «У нас уже весной запахло. Всего минус 40.» Пора! Тот же таксист отвозит меня в аэропорт.

До свидания Индия, до свидания Гоа. Спасибо за теплый прием!

 

      А вот замечательный рассказ Татьяны Богомягких, до прилета в Гоа прошедшей не только базовый курс в Калуге, но и полетавшей в Крыму. Ребята взяли тур и первоначально заселились в отельчике в Арамболе.

Не знаю, как вы, а я в Индии первый раз. Первое впечатление по дороге из аэропорта можно описать так: наверное, скоро мы минуем все эти деревушки, и нас привезут, наконец, в населенный пункт типа города )) Надо ли говорить, что конечный пункт ничем не отличался… Кафешки с гордыми названиями, больше похожие на импровизацию Робинзона Крузо. Мини СУПЕРмаркеты, в которых нужно разуваться. Местные продавцы, воспринимающие бледнолицего свежеприбывшего как жертву ценообразования. Но так как приехали мы сюда со вполне определенной задачей, отвлекаться на особенности местного быта было некогда. В общем, расслабились, прочитали мантру от пищевых отравлений и отправились на поиски Гуру на гору.

  Нашего Гуру зовут Михаил. Он наставляет людей на путь самопознания и совершенствования посредством преодоления страхов, комплексов и силы тяжести. То есть учит людей летать. На парапланах. Я начала у него обучение еще летом под Воротынском. Потом ездила испытывать его терпение и нервы в Крым. И вот опять. Явилась за волшебным советом и бесценным опытом. 

   Гору мы нашли сразу, и Гуру был там! Ради обучения пришлось переехать жить поближе к горе. Михаил нашел нам приличную комнату-студию, сдаваемую индусами. И обучение началось. Каждый день в 12 часов общий сбор в ожидании ветра. Потом небольшой, но напряженный подъем наверх. Отдышались и… полетели! Если получилось )) Из-за небольшого опыта и слабых нервишек у меня часто не получалось стартовать с первого раза. Но терпение Гуру практически бесконечно, а очередь из желающих улететь — все-таки нет.

А потом все дружно летали, преследуя свои задачи, пока было желание и ветер. При нас ветер прекращался на закате, благодаря чему так и не удалось по-человечески загореть )) По поводу летных задач: кое-кто сетовал, что я не отрабатывала разные элементы пилотирования, просто летала туда — сюда на безопасной высоте. В свое оправдание могу сказать, что около трех — четырех дней мне понадобилось, чтобы расслабиться и перестать превращаться в комок нервов в непонятных ситуациях. Потом непонятных ситуаций стало меньше, а вот тандемов «угадай, куда я поверну» меньше не стало )) Думаю, что неопытный водитель крыла в моем лице тоже не был «подарком» для остальных участников движения. В общем я решила, что всему свое время и не рвалась совершать подвиги.

  После полетов наша команда собиралась для обсуждений, получения люлей и ценных советов. Объяснялось, куда и при каких обстоятельствах можно, а куда не можно летать. И какие развлечения ждут лиц, совершающих посадку в кусты, на камни или в море. Кстати, мои попытки приземлиться на местных жителей успехом не увенчались, им как-то удавалось уворачиваться в последний момент.

Пару раз получилось выкроить время для похода за сувенирами и даже съездить на экскурсию! Приятным бонусом для меня оказалось непривычно теплое море. В такой воде можно сидеть бесконечно! Только полеты служили достойной альтернативой барахтанью в волнах.

Теперь, сидя за чашечкой чая и наблюдая заснеженный пейзаж за окном, можно подвести итоги содеянного.  Для меня эти полеты стали логичным и своевременным этапом в процессе обучения, хорошей возможностью познакомиться с крылом. Хотя, надо признать, десяти дней было маловато. Рекомендую приезжать сюда на подольше ))

 Поездка удалась! Большое спасибо за компанию уже знакомым и новым знакомым друзьям —единомышленникам! И отдельное огромное спасибо Михаилу и его команде — Эле и Илье!!!

До новых встреч! ))

 

Как истинный программист Константин Гребенщиков свои впечатления о курсе в Гоа изложил по пунктам в отзыве-резюме.

Цели, которые я ставил:

1. В первый раз съездить за границу со своей снарягой.

2. Облетать новое (по совместительству, первое собственное) крыло в максимально        безопасных условиях.

3. Закрепить навыки старта со склона и полётов в динамике, полученные на Клемухе у Жукарина.

4По возможности научиться чему-то новому.

 

Результат:

  1. Выезд со своей свежекупленной снарягой прошёл успешно 🙂 С логистикой проблем не было.
  2. Крыло облетал во всех режимах, которые позволяли погода, высота и навыки:

— старт в различный по направлению и силе ветер;

— полёты сверху вниз и в динамике с силой ветра от едва пригодного для обратного старта до близкого к балансировочной скорости крыла;

— повороты от плоского до максимально интенсивного, спирали на пару оборотов, фиговеры, уши, аксель 0-100%;

— посадка на старт (топ лэндинг) и на точность на пляж.

Касательно безопасности — сложно представить что-то более спокойное, чем бризовый динамик на простой стометровой горке.

  1. Суммарно налетал около 15 часов (+наземка, старты, посадки, прыги сверху вниз). Можно было больше, если сдвинуть выезд дальше в сторону января-февраля, там погода сильнее.
  2. Из нового:

— в первый раз прицепил и попробовал аксель, в т.ч. и применял по делу;

— позанимался наземкой в интересных условиях (постоянно гуляющий по силе и направлению ветер, ротора от препятствий рядом);

— попробовал старты с обрывистых ограниченных площадок и посадку на них;

— поучился делать винговеры с небольшим креном;

— послушал много интересных лекций по теории;

— на практике пощупал ротор на старте, используя золу от выгоревшей травы 🙂

    Конечно, можно было добиться и большего прогресса, но хотелось и хорошо отдохнуть в тропиках, поэтому старался сильно не напрягаться. А полноценный отдых позволил в марте чётко отлетать маршрутный выезд в Непал с Орешкиным и уже от него взять 100%.

 

Общее впечатление о месте и инструкторе:

Для начального этапа обучения или влётывания в новое крыло место прекрасное (особенно если учесть, что у нас в это время погода крайне печальная).

Клемуха в сезон лучше, но зимой не сезон. Так что Гоа предоставляет отличную возможность совместить отдых от серости и холода с полётами.

Миша Арзуманов как инструктор мне понравился: подробно рассказал особенности места (старты, посадки, аэрология горки), рассказал много интересного и поправил мои косяки на занятиях наземкой и в воздухе, дал много полезной теории.

Оргвопросы с жильём и логистикой он тоже решил. 

В общем, коротко о Гоа с Мишей — рекомендую 🙂

 

 Несмотря на кажущуюся легкость полетов в динамике, есть чему учиться и во второй свой приезд, вот мнение Сергея Смирнова, прошлогоднего курсанта:

 

Прекрасно полетал, 40 часов за 13 дней. Улучшил технику управления крылом и чувство крыла. По планам: налетывать на равнине, а на следующий год либо siv, либо полёты в горах.

 

 

И слова Михаила Заморенова и Бориса Львовича как подытоживание всему написанному:

 

“Все хорошо, все понравилось! Приедем исчо)))”

 

Фотографии для статьи любезно предоставила Татьяна Богомягких.

 Еще фотографии наших друзей, побывавших этой зимой в Гоа.