Чечня транзитом

Прошлой осенью впервые съездили в Дагестан. Разведать старты, полетать, ощутить атмосферу. Понравилось очень. Настолько, что решили не только вернуться с группой учеников, но и организовать соревнования. По возвращении составили подробнейший отчет. Местные фантастически гостеприимные пилоты оказывали всяческую поддержку, рассказывали о своих полетах, в том числе из Дагестана в Чечню. Честно говоря, тогда мыслей посетить соседнюю республику не возникло, но галочка напротив пункта «в Чечне летать можно» в наших мозгах была поставлена. По-настоящему вернулись к этой идее прочитав ветку «Чечня» на paraplan.ru в разделе «Соревнования, выезды». Автор темы с ником Lisca (в миру Лена) рассказала о яхтенной регате на высокогорном озере Кезеной Ам и приглашала желающих полетать там. Восхитило, как она виртуозно и с достоинством отбрила «всезнающих» форумных пустобрехов, с разгону пытавшихся утопить тему в негативном флуде. Задумали организовать туда отдельную разведывательную поездку в октябре (раньше график никак не позволял). Стали искать «соучастников» — пилотов с большим опытом полетов в больших горах. От многих слышали: «Как-то стремно».

И вот мы снова в Дагестане. Воплощаем планы. Курсанты летают, организатор соревнований Антон Донцов исследует места для грядущих соревнований «Золотой сапсан», расставляет точки будущих ППМов, осматривает новые старты. В одной из таких поездок взгляд упирается в дорожный знак «ГРОЗНЫЙ 109». Всего 109 км! По московским меркам – ничто, один раз по МКАД круг сделать! В нашем графике была пара резервных дней. Хотели остаться после сборов на начало соревнований, чтобы встретиться с друзьями-компетиторами, со многих из которых не пересекались по несколько лет, полетать с ними.
Выбор не простой. Но гены кочевника, которые, вне всякого сомнения, есть у каждого путешественника, уже трубят «в поход». Решено! Едем в Чечню! Понятное дело, за пару дней изучить новый горный район полетов не получится, но хотя бы посмотреть, разведать дороги на старты, изучить инфраструктуру, почувствовать атмосферу и т.д.
Связываемся с Леной. Она очень сожалеет, что не в Чечне и не сможет показать нам лично те места, которые планировала. Но пообещала, что найдет нам сопровождающего. Честно говоря, я не ожидал такой опеки. Ждем в условленном месте, на перекрестке, километрах в 40 от Грозного. С одной стороны дороги мечеть, с другой – какая-то опорная точка силовиков с российским флагом и проволокой Бруно поверх бетонного забора. По перекрёстку ходит чеченец в униформе с автоматом. При необходимости вмешивается в суету дорожного движения. Из мечети выходят местные целыми семьями. Сегодня суббота, выходной. Подъезжает наш гид. К моему удивлению, Эмир, так его звали, очень быстро встречает знакомых, с которыми тепло здоровается и о чем-то беседует на родном языке. Я стою в сторонке, жду ребят, которые сделали заказ в кафе необыкновенно вкусного (с их слов) лагмана. Трапеза окончена. Прыгаем в машины, едем в по намеченному маршруту. Сначала он проходит по равнине, но очень скоро мы въезжаем в ущелье. Дорога замечательная, кругом чистота. Аккуратные дома, заасфальтированные улицы аулов, выкошенные обочины. На дорожных знаках названия населенных пунктов знакомые по многочисленным военным репортажам не таких уж далеких лет. Даже не верится, что здесь совсем недавно была война. Красота зеленых гор завораживает.  Недалеко от Шатоя усиленный пост правоохранителей. Останавливаемся, как и все на линии. Лезу в карман за документами. Высокого роста военный бегло взглянув на нас говорит: «Проезжайте». Он настолько загорелый, что не могу определить его национальность. Проезжаем еще пару километров и понимаем, что, не смотря на всю свою красоту, эти места мало подходят для полетов. Нет стартов – все горы сплошь покрыты густым лесом. Мест для посадок тоже мало, очень мало. Говорим об этом Эмиру. Предлагаем развернуться и поехать в другое место. Он соглашается, но сообщает, что в 20 км прямо по дороге есть очень красивые водопады.
«Посмотрим водопады, а потом на озеро Кезеной Ам. Должны успеть туда засветло» — говорит он.  Гоним на водопады. Вокруг водопадов территория серьезно подготовлена для встречи туристов. Есть рестораны, места для отдыха, кафе, места для шашлыков и барбекю и прочее. От самого каскада веет какой-то нежной красотой. Везде установлены лестницы с перилами, поэтому можно рассматривать струи падающей воды с разных ракурсов.
На выходе из комплекса Эмир подходит к сидящим неподалеку троим пожилым чеченцам и почтительно здоровается. О чем-то недолго разговаривают. Такое впечатление, что здесь все друг друга знают.))

Едем дальше, точнее, назад, в сторону выезда из ущелья, чтобы потом повернуть на дорогу к высокогорному озеру Кезеной Ам. Дорога пролегает через Шали. На одной из круговых развязок взгляд прилипает к неимоверно красивой мечети.  Едем дальше. Сежень-Юрт. Ведено. В Харачое перед серпантином делаем остановку. Наш гид показывает нам памятник абреку Зелимхану Харачоевскому. Рядом по практически вертикальному склону протекает узкий ручеек, который поэтично окрестили «Девичья коса». Дальше начинается длинный серпантин. Долго едем зигзагами по горам. Замечаем на крутенных склонах большие площади с выкошенной травой. Неужели кто-то занимается тут заготовкой сена?! На этих склонах чтобы просто стоять, надо приложить немало усилий. Ответ не заставляет себя долго ждать. За очередным поворотом видим группу мужчин и женщин, скидывающих собранное сено со склона, оканчивающегося десятиметровой стенкой, прямо на обочину дороги. Да, такой труд легким не назовешь. Эти трудяги заслуживают всяческого уважения. Возникает мысль включить полетный навигатор. 1900 абсолютки, 2000, 2100! На такую высоту мой верный боевой фордик еще не забирался! Даже на этой высоте асфальтовые дороги в идеальном состоянии. Начинаем спускаться. Совсем скоро открывается вид на озеро. Вот он Кезеной Ам! Еще один поворот, и мы видим гостиничный комплекс. А над ним крыло! А говорили, в Чечне никто не летает. Мчимся к месту посадки. Подъезжаем. Становится понятно – кто-то катает тандемы. На посадке знакомимся с пилотом. Он из Пятигорска. Приехал пару дней назад. Пригласили изучить место на предмет тандемных покатушек для туристов. Судя по всему, не зря приехал. Парапланерное освоение новых территорий обычно начинается с пилотов-тандемщиков. За ними подтягиваются инструкторы с группами курсантов и спортсмены, желающие погоняться в новых местах. Забегая вперед, скажу, что Чечня для тандемщиков – не паханное поле. Горы и горки на все вкусы практически по всей республике, в том числе и в непосредственной близости от Грозного.
Поговорив с пилотом, идем заселяться в гостиницу «Родник». Ее открыли совсем недавно, не больше года назад. Входим. И тут начинается какой-то сюрреализм! Весь холл гостиницы заполнен какими-то гигантами. Я со своим 56 размером одежды и ростом 194 см почувствовал себя лилипутом в стране великанов. Вот это сюрприз! Дальше становится еще интересней.  «Добрый вечер!» —  приветствую всех, не рассчитывая на ответ, как делаю, заходя в помещение с незнакомыми людьми. И тут все сидящие на диванах гиганты привстают, отчего в холле, как мне показалось, стало теснее и темнее, и отвечают: «Добрый вечер!». К такому проявлению вежливости к незнакомцу я не был готов, поэтому подумал, что так приветствовали сопровождавшего нас Эмира. Мы уже убедились, что его узнают везде, куда мы приезжаем. Спрашиваю: «Парни, каким спортом занимаетесь? Вижу, что совсем не шахматами». Оказалось – сборная Чечни по экстремальной тяжелой атлетике! Ребята фуры таскают, камни какие-то огромные перетаскивают и кидают, канат перетягивают. Один из них даже ушами машины двигает. Ализан Масаев его зовут. Показывал ролики в ю-тьюбе.
  Заселяемся в номер. Придраться не к чему. Все сверкает чистотой, полотенца, мыло, шампуни, зубные щетки и т.д. Вместе с завтраком все это великолепие обошлось по 1000 рублей за сутки. Вечером, пока мы решали, куда ехать на следующий день, нам поступил звонок – нас везут в долину, находящуюся километрах в 20 от Кезеной Ам. Не зная ее официального названия, окрестили её Макажойской по названию самого крупного поселка в ней. В назначенное время за нами приехала видавшая виды «Нива» с двумя немолодыми уже местными жителями. Один из них по имени Марат утверждал, что он нашел Ноев ковчег. Он искренне верит, что это именно так, вопреки мнению официальных представителей науки. По пути он приводил нам множество доказательств. Убежденность этого, фанатично преданного своей идее человека, вызвала уважение и восхищение. Тоннель в 25 метров глубиной без всякого финансирования и поддержки официальных органов он прорубил в каменной скале. Не знаю, насколько убедительны его доводы для простых людей и специалистов, но видя такую одержимость, окружающие его люди выказывают ему всяческое одобрение и поддержку.
  Несмотря на жесточайший цейтнот мы спустились в тоннель, проползли по склону, выслушали все аргументы в поддержку идеи этого удивительного человека.
А теперь про саму долину. Классное место! Если бы это были какие-нибудь Альпы, тут давным-давно понатыкали бы всякого рода подъемников, понаделали бы горнолыжных трасс, отелей и ресторанов. В первом приближении – чаша радиусом 11-12 километров со стартами под все ветры. Деревьев практически нет. Альпийские луга по всей площади. Высота стартов 2500-2700 метров. Перепад высот до подошвы 600-800 метров. Посадки везде. В день нашего посещения база облаков была не ниже 4000 метров. Из местных жителей в летнее время – пастух и Марат с Русланом. Зимой — никого. Стоит несколько домов, в которых никто не живет. Со слов Руслана, в них при необходимости можно ночевать в случае приезда. Особое внимание заслуживают старинные жилища местных жителей. Это сложенные из известкового плитняка жилища с арочными сводами. В них мы увидели кровати с матрасами и буржуйки для отопления. Здесь иногда живут энтузиасты, приезжающие на помощь Марату в его нелегком деле.
Тепло попрощавшись с этими интересными людьми, едем обратно в отель, чтобы потом вернуться в Шали. Очень хочется посмотреть мечеть, которую мы увидели по дороге на Казеной Ам.
Во время погрузки вещей вижу троих мужчин славянской внешности в спортивных костюмах. «Привет, парни!» — говорю им с желанием узнать, каким видом спорта они тут занимаются и как себя чувствуют. «Привет!» — улыбнувшись, отвечают ребята. В этот момент замечаю у них кобуры с табельным оружием. Расспрашивать, каким спортом они тут занимаются, необходимость отпала.
Помахав им напоследок, едем в Шали.
Мечеть.
За время своих путешествий видел немало мечетей. Довелось побывать в Агре с ее знаменитым Тадж-Махалом, этим памятником великой любви. Посещал в Арабских Эмиратах Мечеть шейха Зайда — одну из самых больших мечетей в мире. Они, конечно же, производят неизгладимое впечатление. Но без всякого сомнения Мечеть Пророка Мухаммада в Шали, а именно так ее назвали, теперь занимает достойное место в этом ряду произведений архитектурного искусства. Утонченность, изящество и великолепие – первые эпитеты, которые приходят на ум при ее посещении. Осмотрев это чудесное творение снаружи, идем ко входу. Может быть пропустят внутрь? У рамки металлодетектора трое парней. «Ребята, оружие, наркотики, пояса шахидов надо сдать!» — весело призывают они. «Сегодня дома забыли» — отвечаем мы. «Тогда заходите!» — говорят охранники, оценив ответную шутку. Внутри не менее красиво и изящно, чем снаружи! Люстры фантастической прозрачной выразительности, тонкие узоры на белоснежных стенах и потолках. Для молящихся на небольших кронштейнах около колонн развешены четки. Впечатляет! Еще как впечатляет! Уже позже в инете вычитали, что построенная мечеть — самая большая в Европе! И открылась она за месяц до нашего приезда в Чечню. Повезло нам видеть такое чудо!
Едем дальше, в Грозный. Там планируем заночевать. Мониторим на ходу в инете различные сайты бронирования жилья. Интернет через МТС тут гораздо медленнее, чем в Москве. Самый хороший мобильный интернет, со слов чеченцев, у Мегафона.

Останавливаемся на заправке, чтобы залить в машину пропана. Цены на него в Чечне 15,5 -16 рублей за литр. «Неужели из самого Новгорода приехали?» спрашивает немолодой заправщик, глядя на номера. «Да, вот заправиться к вам приехал. У нас газ 23 рубля сейчас стоит!» — отвечаю я. Ответ вызывает у чеченца улыбку. Узнав, что мы ищем ночлег, рассказывает о вариантах по пути. «А если хотите, ночуйте у меня в подсобке. Она просторная и кроватей хватит на всех» — говорит он. Благодарим за гостеприимство и едем дальше. Чем ближе к Грозному, тем веселее интернет. Находим частную трехкомнатную квартиру за 1400 рублей. Тут надо сказать, что в тот вечер было плановое отключение водоснабжения города для проведения каких-то регламентных работ. Может быть поэтому цена была такой невысокой. Квартира оказалась просторной, чистой. В ванной стояло достаточное количество пятилитровых бутылок с водой, припасенных хозяином, чтобы гости не испытывали больших неудобств из-за отключения.
  За окном уже темно, но мы решаем прогуляться по вечернему Грозному. Хочется посетить мечеть «Сердце Чечни», о которой я смотрел интересный репортаж в какой-то передаче. Я немного отстаю от ребят, изучая карту в телефоне. В этот момент телефон садится, связь между нами пропадает. Продолжаю прогулку в одиночестве. Нахожу мечеть. Она ощутимо меньше шалинской. Построена в другом стиле. Опять рамка металлодетектора, только охранников нет, а может быть я их просто не заметил. Внутри приглушенный свет. Посетителей совсем немного в этот поздний вечерний час. Несколько человек молились недалеко от входа в зал. Из праздношатающихся, пожалуй, кроме меня никого и не было. После посещения мечети идти домой совсем не хочется. Очень много времени провел за рулем. Надо размять ноги хорошенько.

Завтра опять целый день крутить баранку. Недалеко от мечети нахожу пешеходную улицу, шириной с Арбат и множеством различных кафе. Во всех сидят люди. Славянских лиц совсем немного. Прошел улицу из конца в конец. Ощущения такие же, как в на Арбате – никому до тебя нет никакого дела. На обратном пути на стоянке с удивлением замечаю немолодую уже женщину – водителя такси, с платком на голове, таким, как носят здесь многие чеченки. Все это выглядит как-то необычно. Вернувшись в квартиру, сразу же заваливаюсь спать. Вставать рано, ехать долго.
  Утром, еще не выехав из Грозного, замечаем несколько горок, пригодных для стартов. В общем-то описывать их не имеет большого смысла, т.к. дальше за городом очень долго вдоль дороги тянулись горы со стартами под все ветра. Мест, пригодных для полетов на параплане в Чечне множество, жаль, что нет местных парапланеристов, как в Дагестане, которые достаточно хорошо «разлетали» свои горы. Две кровопролитные военные кампании совсем не способствовали развитию нашего спорта в республике.
  На въезде в Ставропольский край нашу машину, набитую под крышу крыльями, пропускают через огромный рентген, смонтированный на грузовике, чтобы не заставлять нас выгружать для досмотра вещи. Процедура заняла не более пяти минут. За это время один из полицейских рассказал, что 7 таких агрегатов работает по всему Северному Кавказу. А пригнали их сюда с Сочинской олимпиады.
  Ну а дальше – Пятигорск, трасса Дон, Кончинка, Москва.

   В заключении скажу, что очень хочется вернуться сюда, с кем-нибудь из опытных пилотов, чтобы изучить этот красивейший край для полетов на параплане. Чтобы впоследствии летающий народ ездил сюда так же легко и безбоязненно, как на Юцу и в Чегем. Чтобы пилотам не было «как-то стремно» ехать сюда. Очень надеемся, что ждать долго не придется.