Сказочный Дагестан

 Мысль посетить Дагестан родилась давно, но воплотить в реальность не получалось.

Возможно и в этом году не собрались бы поехать сюда, но появилась потребность найти летные места, где можно осенью и весной, когда в центральной части России еще или уже холодно, летать маршрутные полеты в горах. Традиционные выезды в Крым в сентябре в полной мере не решали эту задачу. Сборы на Клементьева – самый первый этап знакомства с горными полетами. Отработка стартов и посадок со склона и на склон.  Летать маршруты в Крыму непростая задача даже для опытных пилотов, а для начинающих – мало выполнимая. А наша цель – найти место с большим количеством летной погоды для следующего этапа обучения, для маршрутных полетов. Место с комфортными стартами и множеством безопасных посадок, с развитой сетью дорог и туристическими инфраструктурами.

Конечно, можно поехать в какую-нибудь заграницу, но это, как правило, не дешево. К тому же, в интересующий период мало где можно найти условия, подходящие для наших целей даже за «бугром».
Окончательно принять решение ехать, точнее лететь в Дагестан помогла  наша авиакомпания лоу-костер «Победа». Билеты в оба конца нам обошлись в 5 тысяч рублей. Правда пришлось немного поэкспериментировать с отправкой багажа. Туда, в Махачкалу, авиакомпания доставляла наши рюкзаки за 1000 рублей, а обратно хотела получить за то же самое по 2 тысячи, столько же, сколько за перелет владельцев этих рюкзаков. Поэтому обратно мы отправили наши парапланы транспортной компанией меньше, чем за полтысячи за штуку. При этом наш груз бесплатно! обмотали пленкой, а нас любезно подвезли до ближайшей автобусной остановки. И это не было проявлением «навязчивого сервиса», а скорее традиционным дагестанским гостеприимством, которое мы испытывали в этой поездке каждый день в полной мере.

Но обо всем по порядку.

Рейс Внуково – Махачкала. Всё как обычно. Регистрация, взлет, посадка, получение багажа. На выходе уже ждет Абдулла. Запрыгиваем в его машину и мчимся сразу же на полеты. Через час с небольшим уже на старте, которому местные пилоты дали название «Кефир», из-за близости деревни с созвучным названием. Официальное название этого хребта -Ташлыбет, максимальная высота над уровнем моря 550 метров. Он протянулся с запада на восток на 25 км, от Буйнакска до посёлка Талги. Летают здесь при северных ветрах. При отсутствии прогрева – ровный идеальный динамик, в солнечную погоду – замечательные условия для маршрутов с возможностью перескочить на соседние хребты. С посадками тоже все хорошо. Умелые пилоты без труда могут приземлиться прямо на старт, к услугам начинающих широченная долина непосредственно под горой. Справедливости ради надо отметить, что на некотором удалении от хребта проходит ЛЭП, но серьезных неудобств при посадке она не создает. Можно приземлиться без труда как перед, так и за ней.

Погода в разгаре. Пилоты один за другим встегиваются и улетают на маршрут. Мы последовали их примеру. Какая-то фантастика: в 8 утра мы были еще в Москве, а в 12 с небольшим уже летаем в Дагестане! Несмотря на невысокую базу (1200 метров), летать вдоль хребта легко и приятно. Наиболее продвинутые пересекают долину и возвращаются обратно. Заканчиваются полеты поеданием вкуснейших дагестанских пирогов под названием «чуду» и распитием конька. Отказываться нельзя, не по протоколу))) Таким образом, выполнив всю программу и соблюдя все формальности, едем на ночлег к Абдулле.

  Прибыв на следующий день на тот же старт, увидели, что сильный ветер явно не даст нам полетать в ближайшие несколько часов и решили сделать обзорный рейд по горным дорогам на Крузаке. Путешествие получилось интереснейшим и захватывающим. Специально выбирали пути, по которым даже Абдулла никогда не ездил, а ведь в прошлой жизни он был профессиональным водителем! Мы проезжали долины и поднимались в горы, въезжая в облака и забирались выше их; пересекали перевалы и спускались по серпантинам в ущелья. Проехали через Карамахи и Чабанмахи, где в 1999 году шла настоящая война, а теперь про нее ничто не напоминает. Местные жители кивают головой в ответ на наши приветственные жесты.

 Поняв, что все старты, к которым мы стремились сегодня закрыты облаками, решаем посетить Ахульго – историческое место, предмет гордости каждого дагестанца. Именно здесь Имам Шамиль со своими сторонниками, мюридами, сражался с превосходящими силами российской императорской армии.  Надо сказать, что личность Имама Шамиля очень уважаема и почитаема в Дагестане. В его честь названы центральные улицы и площади в городах, да и в обычных разговорах, когда речь заходит о нем, слышится гордость за этого яркого представителя одного из многочисленных дагестанских народов.  Кстати, коренными в Дагестане признаны 14 народов. Все они говорят на своих языках, зачастую очень непохожих, а между собой общаются на русском.
Удивительным оказалось наши путешествие в этот день. Исторические экскурсы и осенние, до безумия красивые горы.

Следующим утром мы поехали на Пушкин-Тау. На самом деле гора, также как и поселок находящийся у ее подножья, называется Избербаш. И Александр Сергеевич здесь никогда не был. Тем не менее, можно найти точку с которой часть склона повторяет профиль великого поэта. Гора расположена вдоль берега Каспийского моря, поэтому летают тут практически всегда в динамике.
На старте явный передоз по ветру. Решаем проехать до другой точки – Башлыкент. Каких-то 20 км от берега, а на хребте почти штиль! В небе плотная облачность.  В слабеньком термодинамике поковырялись часа полтора-два. Потом настал полный штиль, и мы вернулись на Пушкин-Тау. Здесь по-прежнему дуло через чур сильно. Ждемс… Ближе к закату дня ветер стихает до летного, и небо сразу же запестрело разноцветными крыльями. Наиболее умелым удавалось выбираться под базу и улетать довольно далеко от горки. В сумерках ветер довернул и стал дуть практически параллельно склону. На этом полеты в тот день закончились.

Следующим летным местом, где нам удалось побывать, стали Нижние Мулебки. С обычного штатного старта набрать достаточно высоты для ухода на маршрут не удалось, и мы решили подняться на машине как можно выше. Явно выраженной дороги наверх не было. Недалеко паслось большое стадо коров. Чабан, к которому Абдулла обратился на его родном даргинском языке, подробно рассказал, как можно подняться. Подъем на эту гору – отдельное приключение, полное адреналина! Машина поднималась по крутейшим склонам, пересекала горные ручьи, скакала по камням, прорывалась с пробуксовкой сквозь топкие места.
Наконец, мы добрались до места, с которого было удобно стартовать. Оно оказалось гораздо выше инверсии в тот день. Абдулла взлетел первым, за ним Антон. Потоки были слабые, совсем не «халявные». Абдулла хотел набрать высоты и перевалить через хребет в сторону своего родного села, но погода не позволила ему этого сделать. В результате парни приземлились внизу у деревни с разных ее концов. Мы же спускаемся на машине к роднику, собирая по дороге наших товарищей. А дальше по программе: чуду, коньяк и, понятное дело: Отказываться нельзя, не по протоколу)))

Были другие дни, и каждый из них был летный! Просто сказка какая-то! И это в середине октября!

Неделя пролетела, как один день. От обилия летных мест под разные ветра, уровни и цели ощущение какой-то нереальности. Что еще поразило до глубины души, так это гостеприимство дагестанцев. Уезжать из этой сказки совсем не хотелось. Но что поделаешь, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Мы уезжаем. Уезжаем, чтобы вернуться как можно скорее. Мы видели осенний Дагестан, теперь очень хочется увидеть его весной.

А здесь небольшой фотоотчет о поездке.

One Reply to “Сказочный Дагестан”

Комментарии закрыты.