Авторский курс «Термический полёт»

Андрей Евгеньевич Урин  совместно с парапланеной  школой Вектор-Калуга представляем вашему вниманию курс термических полётов. Это обучение основам-основ успешного маршрутного полёта: обработке восходящего потока и только этому, больше ничему. Почему обучение полёту в  термиках выделено в отдельный курс? Почему это не составная часть маршрутного курса? Потому что обучение маршрутному полёту это, прежде всего, обучение поиску термиков и планированию, как маршрута в целом, так и переходов от одного термика к другому, в целом – это поиск оптимальной траектории переходов, которая базируется на том, что вы умеете оптимально обрабатывать поток. Для маршрутного курса умение хорошо обрабатывать восходящий поток, это обязательный минимум, без которого даже смысла нет приступать к маршруту, как к таковому. Это так же как надежный старт основа того, что вы вообще сможете начать летать.

Предположим, вы научились теоретически искать термики, но что вы будете делать, когда нашли его? Конечно же, попытаетесь его обработать! И вот тут-то и начинаются настоящие мучения. Оказывается, что выезжая на курсы маршрутных полётов большинство вчерашних выпускников школ, не умеют обрабатывать восходящий поток или делают это так плохо, что их умений не всегда хватает даже на взятие стартового потока и, провалившись, они идут на штатную посадку.  В результате курс, планировавшийся как маршрутный, превращается для них, по сути, в попытку научиться работать в потоках, в наземное созерцание того, как над ними высоко и далеко летят другие пилоты, в скрытое или явное чувство разочарования и досады на самого себя и сожаление о бессмысленной потере времени и денег. Хорошо ещё, если в нелётную погоду вне полётные путешествия в новых местах, отчасти скрасят горечь своих неудач. 

Когда я, четверть века назад,  только начинал учиться летать, то понял, что старт у меня отнимает очень много времени и сил, потому только что одна-две попытки из десяти давали возможность нормально стартовать и улететь от склона. Помножьте это на то, что с одним куполом работают несколько человек, и мы получим, что полетать это становится делом счастливого случая. Тогда я решил, что мне, прежде всего, надо научиться гарантированно и безопасно стартовать. На следующий день я взял купол и целый день с утра и до вечера только и делал, что учился поднимать его. В этот день я так ни разу и не взлетел, но зато научился гарантированно хорошо поднимать купол и чувствовать его. Основа старта и чувство купола, заложенные именно в тот день, верой и правдой служат мне всю жизнь до сих пор –для меня практически нет невозможных условий старта, по крайней мере, условия эти существенно расширены, по сравнению с основной массой современных пилотов. 

Точно так же и с обработкой восходящего потока – именно гарантированное и качественное взятие планового или случайного, спасительного потока, является основой хорошего маршрутного полёта, выполнения намеченных планов и радости умиротворённых воспоминаний от пережитых ощущений после приземления на закате дня на заслуженном финише продолжительного полёта. Абсолютно в каждом долгом маршрутном полёте наступает момент, когда оказавшись на грани, будь то выживание на низкой высоте или полёт в кризе, искусство качественно обрабатывать потоки становится ключевым фактором для создания возможности продолжения маршрута. Всегда, когда наступает этот момент истины — момент проверки реального качества маршрутного пилота природа дает ему, как минимум один, шанс на воскрешение и только от него одного зависит готов ли он распознать его и воспользоваться им.

 Собственно этот курс и ставит своей целью помочь начинающим пилотам максимально быстро перейти к продуктивному освоению маршрутных полётов, заложив прочную основу для качественной и, что не менее важно, осмысленной обработки восходящих потоков. Именно умение осмыслять то, что происходит с ним в воздухе, позволяет пилоту в дальнейшем самостоятельно расти в уровне своего мастерства.  

Курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теория даст основу для понимания того, что вы видите и чувствуете,  путеводную нить в мире непонятных событий происходящих вокруг вас в воздухе, каждый раз, когда вам что-то непонятно, теория позволит выстроить события в безупречную логическую цепочку, которая приведёт вас к правильным ответам на ваши собственные вопросы. Теоретическая часть может быть также полезна и опытным пилотам, чтобы привести в порядок свои мысли и опыт полётов, а возможно и переосмыслить  их с тем, чтобы попробовать что-то новое и развиваться дальше.

Практическая часть состоит собственно из полётов в термиках под присмотром и радиосопровождением инструктора, а при удачном стечении обстоятельств, и групповой полет с инструктором, а также последующий разбор трека, чтобы попытаться вспомнить свои ощущения и действия, найти в них ошибки и наметить пути для их исправления. Опционально, возможен термический тандемный полёт с инструктором с передачей курсанту управления. Инструктор здесь и сейчас, в режиме реального времени, будет обучать технике обработки потока, непосредственно указывая на ошибки курсанта.

Курс является экспериментальным, консолидирующим, как четверть вековой опыт полётов автора, так и его профильные знания, как авиационного специалиста и не имеет аналогов в других школах.

 

План курса:

  1. Теория:
    1. Структура восходящего потока:
      1. Эпюра скороподъёмности
      2. Изолинии скороподъёмности
  • Пространственная структура потока
  1. Вариометр:
    1. Принцип работы и настройки
    2. Влияние пространственного движения параплана на вариометр
  • Визуализация трека в пролёте: + и -.
  1. Признаки потока:
    1. В воздухе:
      1. Визуальные
      2. Ощущения пилота
      3. Поведение крыла
      4. Показания прибора
    2. На земле.
  2. Траектория полёта в потоке:
    1. Влияние класса техники
    2. Техника центрирования потока
  3. Техника пилотирования в потоке:
    1. Начальный уровень
    2. Продвинутый уровень
  • Спортивный уровень
  1. Особенности работы в потоках:
    1. Техника работы в слабом потоке 0.1 – 0.3 м/с
    2. Техника работы в сильном потоке > 3.5 м/с
    3. Особенности работы в сильный ветер
  2. Тренировка ощущений потока
  1. Обработка потоков в группе:
    1. Преимущества группы
    2. Правила входа в групповой поток
  • Правила движения в групповом потоке
  1. Обгон в группе
  1. Выход из потока
  2. Потеряли поток: что делать?
  1. Практическая часть:
    1. Полёты:
      1. Термический полёт в тандеме с инструктором с передачей управления курсанту (опционально)
      2. Самостоятельные полёты в потоках при радиосопровождении инструктора
    2. Разбор полётов:
      1. Разбор качества обработки потоков по записи треков